Тайна имен. Вайнахи, арабы и Ислам.
РАЗДЕЛ II. ВАЙНАХИ, АРАБЫ И ИСЛАМ
1. Арабский халифат, язычество, Кавказ и Вайнахия
Благодаря разветвленной торговле стран Древнего Востока с Юго-Восточной Европой, арабский мир хорошо знал Кавказ с глубокой древности. По территории Северо-Восточного Кавказа проходил путь, соединявший Восточную Европу со странами Передней и Средней Азии. Эти контакты расширились с VII века, когда возник арабский халифат. Ислам, зародившийся как национальная религия арабов, быстро начал превращаться в наднациональную, «мировую» религию.
Уже в VIII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата – от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он распространился в Северной Индии. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV в. ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и народам Причерноморья. С VII века халифат стремится закрепиться в прикаспийских просторах и на всем Кавказе, пытается овладеть торговым путем, проходившим вдоль западных берегов Каспийского моря. Вследствие этих обстоятельств исламизации были подвергнуты в первую очередь Дагестан и Закавказье. Начиная с середины VII в., совершенно новая для Кавказского региона религия медленно, но основательно расширяла ареал своего влияния.
Дагестанский ученый А. Р. Шихсаидов отмечает, что процесс этот прошел два этапа. Первый этап – VIII в. – первая половина X в. Он связан в основном с арабскими завоевателями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации. Второй этап – вторая половина X-XV вв. Это время сравнительно быстрой исламизации районов Дагестана, когда ислам стал здесь официальной идеологией. В эти хронологические рамки исламизации Дагестана, по данным некоторых ученых, не вписываются Чечня и Ингушетия. Процесс исламизации этих уголков Кавказа, по словам М.Б. Мужухоева, падает на XVI-XIX вв. «В целом же, – констатирует ученый, – утверждение религии во многих горных районах следует датировать временем не ранее XIX в.
Думается, быть категоричным в исследовании этой сложнейшей проблемы нельзя, ибо любая новая религия, как запретная идеология, в то или иное общество проникает тайно, нелегально, в течение длительного времени, исчисляемого порой веками. Протяженность этого так называемого переходного времени зависела от готовности общества к восприятию новой культуры, новой идеологии, новой религии, ибо любая цивилизация воспринимает элементы чужой культуры в том случае, если этих элементов ей недостает и если она готова к их восприятию
М.Б. Мужухоев отмечает, что при выяснении экономической и социальной жизни горных обществ средневековья всегда следует тщательно изучить язычество, его состояние. Развитое язычество в условиях высокогорного Кавказа может соответствовать также достаточно развитым обществам. Более того, подобный характер древней религии, то есть язычества, предполагает сравнительно высокий уровень социально-экономической жизни населения гор, где в средневековье идет активный процесс классообразования».
Безусловно, в такой обстановке политеизм (многобожие), т.е. язычество, оказался не в состоянии удовлетворить запросы общества, вступившего на путь государственных образований, где шел процесс единения многих родоплеменных групп, который был несовместим с так называемым племенным генотеизмом или этнотеизмом, когда каждое племя поклоняется своему определенному племенному божеству. Если, при такой же кризисной ситуации, на Аравийском полуострове ушло довольно много времени на «рождение новой религии» – ислама, то Кавказ, как и многие другие регионы, получил ислам в готовом виде, благодаря распространителю – арабскому халифату.
Известный арабский исламовед У.М. Уотт пишет: «В странах за пределами Аравии, куда арабы вторглись впервые, большинство населения принималось за монотеистов. Целью джихада. т.е. распространения ислама, в этом случае становилось не обращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам при статусе покровительствованных». Но как бы то ни было, удовлетворяя запросы зарождающихся новых социальных слоев общества, ислам медленно, но твердо «завоевывал и покорил» вайнахов.
- 2. Вайнахи и арабский язык
Приняв ислам, чеченцы и ингуши в то же время никогда не общались меж собой на арабском языке. Проблема, а точнее факт проникновения арабского языка, арабской речи, арабских слов в вайнахский язык еще не разрешена, она ждет своего исследователя. Наши лингвисты полностью обошли арабские заимствования в вайнахском языке. На мой взгляд, этой проблеме следовало бы уделить пристальное внимание. В данной же работе автор затрагивает лишь имена, пришедшие в вайнахский лексикон из арабского мира через мировую религию ислам, возникшую на Аравийском полуострове в 622 году.
- 3. Арабские имена, географические названия и некоторые понятия в вайнахском именослове
Вайнахи из арабского языка одновременно с конкретными собственными именами заимствовали географические названия, различные понятия, которыми, как именами собственными, нарекали новорожденных, тем самым, по-своему, приобщая своих детей-наследников к арабам, арабскому языку, к истинному исламу, ибо не сомневались и не сомневаются по сей день в том, что Коран – речь самого Бога Аллаха, с которой Он обратился к Мухаммаду (c.а.в.) на чистейшем арабском языке. Мухаммад (с.а.в.) лишь повторил эту речь в своих проповедях.
Поэтому для вайнахов, наравне с самим исламом, очень важным фактором был и арабский язык, т.е. он был синонимом непосредственно ислама. Вследствие такого обстоятельства вайнахи так трепетно и ревниво относились и относятся к арабскому языку – языку Корана, следовательно, к языку Аллаха.
Все географические названия, различные понятия, а также личные имена арабского происхождения, о которых пойдет ниже речь, и комментарии к ним взяты (с сокращениями) из книги: "Ислам. Энциклопедический словарь", написанной группой известных ученых // "Ислам: Энциклопедический словарь" (Издательство "Наука", Институт востоковедения Академии Наук СССР), 1991 г., 340 стр., ISBN 5-02-016941-2
- 4. Чеченские и ингушские имена арабского происхождения (от А до М)
Аббас – от арабского имени Абдаллах ибн Аббас (619-686 гг.) – двоюродный брат основателя ислама Мухамада (с.а.в.)
Абди, Абдулла – от арабского абд – общее понятие «раб». Аллах заботится о людях, а последние должны заботиться о своих рабах. В переносном значении эти имена означают «раб Аллаха» (раб Божий).
Абу-Бакар – от арабского Абу Бакр ас-Сиддик – первый из четырех праведных халифов. Богатый мекканский купец, якобы первым из мужчин принявший ислам, друг Мухаммада (с.а.в.), оказывавший постоянную финансовую поддержку мусульманской общине до переселения в Медину. В Медине Абу-Бакр еще больше сблизился с Мухаммадом (с.а.в.), выдав за него свою дочь Аишу (Айшат).
Абу-Муслим – от араб. Абу Муслим – глава абасидского движения в Харасане (8 в. н.э.).
Ада – от араб. Ада (адат) – обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шариатом.
Адам – от библейского Адам – имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (Халифа) на земле. Адама называют также Абу-л-бошар («отец человечества»).
Алви (аьлви) от араб. ал-Алавийла (или ал-Алавийун) – Алиды, потомки Али ибн Аби Талиба, пророк Мухаммед называл его Муртадой (умер 21 января 661 г.) – четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада (с.а.в.). С именем Али бану Аби Талиба связано зарождение в исламе шиитского движения.
Али (али) – от араб. Али ибн Аби Талиб – четвертый «праведный» халиф. В историю ислама Али вошел как человек, преданный делу ислама, чрезвычайно набожный и честный. Мусульмане-сунниты почитали и почитают его как образец набожности и благородства.
Ансар – от араб. ал-Ансар. Ансары – жители Йасриба (Медина) из племен аус и хизрадж, которые в 622 г. заключили договор с Мухаммадом (с.а.в.), признав его своим верховным вождем и вероучителем, предоставив ему и мухаджирам право поселиться в городе и оказав материальную поддержку.
Арби (1аьрби) – от араб. Ибн Араби (также Ибн ал-Араби), Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али ал-Хатими ат-Та-и (1165-1240), крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд). Уроженец андалузского города Мурсия, Ибн Араби происходил из древнего и влиятельного арабского рода. В 1200 г. Ибн Араби отправился в Хадж и остался на Востоке навсегда. Умер в Дамаске, где и похоронен.
Асхьаб (Асхаб) – от араб. ал-Асхаб – «сторонник». Асхабы – сподвижники Мухаммада (с.а.в.), люди, тесно общавшиеся с ним или принимавшие участие в его походах; позже так стали называть всех, кто видел Мухаммада (с.а.в.) хоть раз, даже будучи ребенком. Особое значение ал-Асхабов в истории ислама определялось тем, что после смерти Мухаммада (с.а.в.) они оказались коллективными хранителями его учения, их рассказы о его словах и делах (хадисы) вместе с их личным примером и мнением составили сунну – важнейшую составную часть этикоправного учения ислама.
Ахьмад (Ахмад) – от араб. Ахмад ибн Ханбал, Абу Абдаллах (780–855) – основатель религиозно-политического движения и догматико-правовой школы (мазхаб). К настоящему времени общепризнанными являются четыре мазхаба: ханифитский, маликитский, шафинитский и ханбалитский. Названия свои они получили по именам своих создателей. В частности, ханбалитское движение получило свое название от Ахмада ибн Ханбала, который признан в мусульманском мире одним из главных систематизаторов традиционалистского вероучения.
Ашура (древнееврейское асор, арабский корень ШР – «быть десятым») первоначально пост в день 10 мухаррама (мухаррам – первый месяц мусульманского лунного календаря), заимствованный у иудеев Мухаммадом (с.а.в.) после его переезда в Медину; несколько позднее, когда был установлен обязательный пост в рамадане, пост в Абуре стал добровольным. В настоящее время Ашура отмечается как траур по шиитскому имаму ал-Хусайну в течение первых десяти дней мухаррама.
Аюб – от араб. Аййуб – коранический персонаж, один из праведных «слуг Аллаха», пророк, соответствующий библейскому Иову, чью историю Коран упоминает в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто на Него полагается и предан Ему. Аййуб в беде, насланной на него шайтаном, воззвал к Аллаху, и Тот возвратил ему потерянную семью и даровал источник (омыть раны). Коран особо подчеркивает терпеливость Аййуба.
Билкъис (Билкъиз – от араб. Билкист) – персонаж мусульманских преданий, имя упоминаемой в Коране царицы Сабы, соответствующей библейской царице Савской.
Вахаб – от араб. ал-Ваххабийа – вахабиты, сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба. Ваххабизм исключает всяких посредников между человеком и Аллахом. Это учение отвергало культ святых (в том числе, и самого пророка Мухаммада (с.а.в.), паломничество к мазарам, т.е. к святым местам, как то: мавзолеи, надмогильные сооружения, – считая это проявлением многобожия. Ваххабизм осуждал роскошь, курение, пение, танцы и даже пользование четками.
Вели – от араб. Вали – «святой».
Гилани – от араб. ал-Джилани (Гилани), Мухйа ад-дин Абд ал Кадир бану Салих Джангидуст (1077-1166). – Ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шайх. Родился в селении Нифа (Найфа) в провинции Гилан (Иран), перс по происхождению (судя по прозванию отца). Мавзолей ал-Джилани в Багдаде – одна из самых известных святынь ислама.
Дамад – от араб. Мир Дамад, Мир Мухаммад Бакир ибн Шамс ад-дин Мухамад ал-Хусайни ал-Астарабади (умер в 1631 -1632г.) – шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов.
Дауд – от араб. Дауд (или Давуд) – коранический персонаж, пророк и царь, идентичен библейскому Давиду. Аллах сделал его своим наместником (халифом), даровал ему власть, мудрость, знание, красноречие.
Джабраил – от араб. Джибрил (Джабраил, Джабрил) – имя ангела, наиболее приближенного к Аллаху, главного посредника между ним и пророками, в частности Мухаммадом (с.а.в.). В Коране он упоминается как покровитель Мухаммада (с.а.в.), защищающий его вместе с Аллахом от неверующих, специально присланный к Мухаммаду (с.а.в.) с откровением – Кораном.
Джовхар (Джовх1ар), Джохар – от Джахуар (с персидского «перл, жемчуг»). У мутакаллимов, отрицавших деление тел до бесконечности, Джахуар был синонимом термина «атом».
Джума – от араб. Джума (йаум ал-джума – «день собрания») – пятница, праздничный день у мусульман, день обязательного сбора совершеннолетних, здоровых, свободных мусульман в мечеть для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди (хутбы). Возникновение особого дня собраний у мусульман следует относить к мединскому периоду жизни пророка Мухаммада (с.а.в.). Сегодня в большинстве мусульманских стран пятница официально признана нерабочим днем.
Джунид (Джунайд) – от араб. ал-Джунайд, Абу-л-Касим ал-Джунайд ибн Мухаммад ал-Каварири ал-Хаззаз ал-Багдади (умер в 910 г.) – родоначальник одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме – рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа.
Зайнди (Зайнади, Заинди, Зайнудди) – от араб. Зайд ибн Али – брат 5-го шиитского имама Мухаммада ал-Бакира (умер в 732 г.), эпоним одного из основных ответвлений шиитского ислама – зайдигов – (аз-зайдийа). Другая основа имени Зайнди – Зайд бану Сабит (около 615 – около 665 гг.) – секретарь-писец Мухаммада (с.а.в.), составитель письменного текста Корана. После смерти Мухаммада (с.а.в.) халиф Абу Бакр и Умар поручили ему составить полный письменный текст Корана, который был затем записан на свитках (сухуф). Зайд ибн Сабит использовал свои собственные знания (считалось, что он знал весь Коран наизусть), существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов, а также то, что помнили наизусть соратники Мухаммада (с.а.в.).
Закри – от араб. Закарийа – коранический персонаж, один из праведников (салихун), отец Йахйа, евангельский Захария (отец Иоанна Крестителя).
Зина (Зинад, Зинат, Зинабили) – от араб. Зина («прелюбодеяние», синоним сифах) – незаконная связь мужчины с женщиной. Вопрос о Зина ясно истолкован Кораном, по которому Зина считается связь мужчины со всякой женщиной, которая ему не дозволена (хьарам), при том, что они оба знают об этом. Различается Зина состоящих в браке и одиноких: в первом случае Зина наказывается побитием камнями (раджи), во втором – сечением (100 ударов) (хадд) и, по обстоятельствам, изгнанием, штрафом, покаянием и др. Уличенную в Зина жену муж может, не предавая суду, держать взаперти до ее смерти. Мусульманин, женатый на иноверке и повинный в Зина, по одним мазхабам (направлениям ислама), должен быть побит камнями, как женатый, а по другим высечен, как холостой.
Ибади (1ибади) – от араб. Ибада (множественное число ибадат; «поклонение») – богослужение, выражающееся в соблюдении обрядов, обязанности общественного богослужения.
Ибрах1им – от араб. Ибрахим – коранический персонаж, пророк, первый проповедник Единобожия, общий предок арабов и евреев, библейский Авраам. Аллах покровительствовал Ибрахиму и даровал ему потомство, в котором было несколько пророков. Ибрахим занимает особое место в религиозной истории человечества. Он был первым, кто учил людей Единобожию. Он не был ни иудеем, ни христианином, но был ханифом. Именно его религию в чистом виде призван был возродить на земле Мухаммад (с.а.в.).
Идрис – от араб. Идрис – пророк и праведник, «из терпеливых», вознесенный Аллахом «на высокое место». Это – благочестивый человек, который, обманув ангела смерти, проник в Рай и был за свою верность Аллаху оставлен там или на одном из небес до дня Суда.
Илес (Ильйас) – от араб. Илйас (Илйасин) – один из пророков, библейский Илия. В Коране назван праведником (салих), верующим (мумин), посланником (мурсал). Аллах даровал ему власть над дождем, а затем вознес на небеса, где Ильйас стал получеловеком-полуангелом.
Имам – от араб. Имам – предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. В первые годы ислама функции Имама как предстоятеля на молитве выполнял сам Мухаммад (с.а.в.), а после его смерти – халифы. Постепенно развилось представление об Имаме как о верховном носителе духовной и светской власти в единой мусульманской общине. Споры о том, кого именно должно считать законным Имамом и какова сущность его власти, легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции верховной власти, Имамом всех мусульман является халиф. Главная функция Имам-халифа – охрана религии и управление мирскими делами. Обязанность Имама – следить за правильностью воплощения принципов религиозного закона в жизни общины. Сунниты, а также хариджиты, считают Имама уполномоченным общины, который избирается теоретически всей общиной, а практически ее представителями или назначается предшественником. Согласно шиитской доктрине, верховная власть Имама предопределена свыше, а посему она не может зависеть от желания людей, т.е. Имам не может быть выборным. Изначально отвергая принцип выборности Имама, шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульманской общины и государства является наследственно в роду Али, ибо право Алидов предопределено Божественным установлением. Термин Имам употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религиозных авторитетов, руководителей больших общин, основателей богословско-правовых толков и богословских школ (Абу Ханнифа, ал-Ашари, Хомейни и т. д.).
Имани – от араб. Иман – вера, неотъемлемая часть мусульманской религии (дин). Понятие Иман – одно из ключевых и спорных в исламе. В самом широком значении термин Иман – «вера» более сорока раз употребляется в Коране. Начиная с VIII века, понятие «вера» становится предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами. Мусульманские идеологи выделили три основных элемента Иман: 1. Словесное признание (икрар би-л-лисан, каул) истинности Аллаха, Его Писаний и посланников; 2. Внутреннее согласие, осознание сердцем (тасдик би-л-калб, или би-л-джанан, итикад, акд) истинности Аллаха; 3. Добрые дела (амал), исполнение предписаний ислама (амал би-л-аркан, таат), религиозных обязанностей (фараид). Современные суннитские богословы также подразделяют веру на три вида: вера на основе традиции; вера на основе знания; вера как внутренняя убежденность.
Иса – от араб. Иса – особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом (с.а.в.), Иисус христиан. Называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам (сын Марйам): абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), Салих («праведник»), калима («слово» Аллаха, каул ал-хакк («речение истины») и т. д. Ему было ниспослано откровение – Инджил.
Исакъ (вариант Исхакъ) от араб. Исхак – пророк, сын Ибрахима, библейский Исаак. В Коране рассказано, что Аллах даровал Ибрахиму в преклонном возрасте сына в награду за его стойкое благочестие. О предстоящем рождении сына ему сообщили ангелы, под видом простых путников пользовавшиеся его знаменитым гостеприимством. Большинство комментаторов Корана утверждало, что этим сыном был Исмаил, предок арабов, связанный с культом ал-Кабы. Это толкование стало сейчас общепринятым среди мусульман.
Ислам – от араб. ал-Ислам («предание себя Богу», «покорность») – Сегодня Ислам – одна из мировых религий со своими идейными течениями и направлениями.
Исмаил – от араб. Исмаил – пророк, сын Ибрахима (Ибрах1има), библейский Исмаил. В Коране он называется среди тех, кому было ниспослано Божественное откровение, кто учил людей молитве. По приказу Аллаха, он вместе с отцом своим Ибрах1имом очистил и отстроил ал-Кабу, благодаря чему он стал одним из главных персонажей мусульманской священной истории.
Исраил – от араб. Израил (Азраил) – имя ангела смерти, одного из наиболее приближенных к Аллаху ангелов. Предание описывает Израила как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей.
Исрапил – от араб. Исра1ил (вариант Сарафил) – один из четырех наиболее приближенных к Аллаху ангелов. Зачитывает с заветной скрижали Божественные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для исполнения. Его главный атрибут – труба, с которой он никогда не расстается и в которую затрубит в День воскресения мертвых, встав на священной скале в Иерусалиме; по ее гласу люди умрут, а потом все начнут вставать из своих могил. Согласно некоторым преданиям, Исрафил был тем ангелом, который передавал Мухаммаду (с.а.в.) первые откровения и несколько лет оберегал его, передав затем эту миссию Джибрилу. Исрафила описывают как существо космических размеров, его ноги – на нижних слоях земли, а голова – у престола Аллаха. У него четыре крыла, а тело покрыто волосами, ртами и языками.
Ихван – от араб. Ихван ас-Сафа (Ихван ас-сафа ва-хуллан ал-вафа) «Чистые братья и верные друзья», «Братья чистоты и друзья верности». Действовавшее на Ближнем Востоке в Х веке тайное научно-философское сообщество, от имени которого был написан 51 трактат, образовавший энциклопедию Расаил ихван ас-сафа вахуллан-ал-вафа. Свое сообщество энциклопедисты рассматривали как прообраз грядущего «государства добра», призванного прийти на смену «государству зла», воплощенному в Аббасидском халифате.
Кабил и Хабила. В чеченских именах Кабил – мужское имя, а Хабила – женское. Они ведут свое происхождение от араб. Кабил и Хабил – персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам не поднимет руку на брата, а убийца неминуемо попадет в ад. Убийство свершилось… Однако убийца раскаялся. После этого якобы сынам Израиля было запрещено убивать, ибо «кто убил душу не за душу и не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (Сура 5, стих 27 (30-32) 35). Это была первая смерть на земле. Кабил не знал, что делать с трупом, и год носил его на спине в мешке. Затем все же похоронил его, ибо Аллах послал ворона, который, разрывая землю, показал, как спрятать труп.
Кабира – от араб. Кабира – великий, тяжкий грех. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-Кабира, ал-мутлака) считали куфр («неверие»).
Кади – от араб. Кади – общепринятое название мусульманского судьи – чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шариата. Первые Кади были назначены халифом Умаром Бану ал-Хаттабом (634–644) в Медине, Басре, Куфе. В настоящее время Кадии стоят во главе шариатских судов, в ведении которых находятся дела, относящиеся к ритуальному, семейному, частному и отчасти уголовному праву.
Къаим – от араб. ал-Каим – термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (Ал Мухаммад), который должен подняться (каим) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-Каим нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии. Мессианские идеи развивались и культивировались в шиитской среде на протяжении всей истории ислама. Представление об ал-Каим появилось в начале VIII века в среде кайсанитов, ожидавших «возвращения» Мухаммада бану ал-Ханафии (умер около 700 г.). Символом власти ал-Каим считается меч (Каим би-с-сайф, сахиб ас-сайф), посредством которого он устранит несправедливость.
Киса – от араб. Кисас («воздаяние равным») – отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные наказания.
Лукман (Рукъман) – от араб. Лукман – древний мудрец. В Коране его именем названа 31-я сура, где сказано, что Аллах даровал Лукману мудрость, а далее цитируются его наставления сыну, которому завещано не придавать Аллаху сотоварищей, верить во всемогущего Аллаха, молиться, побуждать к благому, удерживать от плохого, терпеть превратности судьбы, избегать гордыни, быть скромным даже в походке и в речи, ибо «ведь самый неприятный из голосов – конечно, голос осла».
Лут1а – от араб. Лут – праведник и пророк, библейский Лот. В Коране он – обладатель хукма и илма, неоднократно упоминается среди пророков, которых их соплеменники сочли лжецами. Лут был одним из первых, кто поверил проповеди Ибрахима. Его история стоит в ряду важнейших поучительных рассказов Корана, сообщающих о гибели народов, не поверивших своим пророкам.
Макка – от араб. Макка – Мекка, священный город мусульман, в котором находится главная мечеть Масджид ал-Харам с ал-Кабой, родина основателя ислама Мухаммада (с.а.в.). Древний культовый центр арабов. Согласно мусульманским легендам – место, где некоторое время жили Адам и Ева, Шис, Ибрахим, Исмаил и Хаджар. Макка с конца IV века заселена племенем курайш. Покинув Макку (хиджра), Мухаммад (с.а.в.) не стал противопоставлять новый молитвенный дом в Медине ал-Кабе и даже ориентировал его на нее (кибла) – по чеченски къилбе. Завоевание мусульманами Макка в 630 г. не только восстановило ее особое положение как культового центра, но и подняло на новую высоту: в обряд паломничества наряду с обходом ал-Кабы (таваф) было включено посещение горы Арафат, прежде связанной с другим культом; паломничество в Макку было объявлено одним из столпов ислама. В течение всех 14-ти веков ислама Макка считается закрытым для иноверцев городом, но начиная с XVIII в. отдельные европейские исследователи проникали в нее под видом мусульманских паломников, их описания города служат единственным объективным источником сведений о Мекке XVIII-XIX вв. В настоящее время Макка разрослась, связана с внешним миром сетью шоссейных дорог, имеет современный аэропорт.
Малика – от араб. Малаика (ед. ч. малак) – ангелы, одна из трех категорий разумных существ, созданных Аллахом (две другие – люди и джинны). Это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители Его воли, решений и приказов. Они сотворены по Корану «из огня», согласно хадисам – из света. К ним не применимы понятия мужской и женский род, хотя при определенных обстоятельствах может проявляться наличие у них пола (Харут и Марут). Малаика живут на небесах, охраняют Рай, окружают Трон и Престол Аллаха, поют Ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают совершенные ими и предопределенные ими дела. Малаика – участники всех стадий посмертного Суда и наказания, хранители стражи Рая и Ада. Коран выделяет несколько категорий Малаика. Высшие среди них – мукаррабун («приближенные»), находящиеся у Престола Аллаха. К ним относятся Джибрил, Микал, Исрафил. Грубые и сильные Малаика охраняют Ад (джаханнам), их девятнадцать. Глава этой стражи носит имя Малик. Другой (возможный) вариант происхождения имени Малик (мужское имя), Малика (женское имя) – от араб. Малик ибн Анас ал-Асбахи (713-795) – факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. Родился в Медине. С раннего детства он обучался кораническим наукам. Со временем Малик стал самым авторитетным факихом (ученым) Медины и ее духовным руководителем.
Мами, вариант: Мума – от араб. Мумин – верующий, правоверный. В Коране Мумин употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман).
Мамлюк – от араб. Мамлук (мамлюк, тот, кем владеют), – раб, синоним абд, в отличие от которого никогда не употребляется в переносном значении (как, например, «раб Божий»). Первоначально Мамлук – это исключительно приобретенный раб, отличаемый от раба по рождению. Мамлуками называли рабов-воинов, служивших в армии и часто достигавших высоких военных должностей, а с ними, порой, и свободы. Султаны, правившие в Египте, предпочитали пополнять свою армию Мамлуками – тюрками и кавказцами.
Мансур – от араб. Абу Мансура ал-Иджли. После смерти 5-го имама Махуммада ал-Бакира (732 г.) Абу Мансур открыто выступил в Куфе, провозгласив себя преемником (халифа) этого имама, его доверенным. Он утверждал, что Аллах послал Мухаммада (с.а.в.) с Кораном, а его – с толкованием Корана.
Марем (ж). Варианты: Марема (ж), Марим (ж), Марима (ж), Марьям (ж) – от араб. Марйам – коранический персонаж, праведница (сиддика), мать пророка Исы, соответствует христианской Деве Марии. Именем Марйам названа одна из сур Корана. Мусульмане почитают Марйам как одну из самых благочестивых женщин в священной истории, главу женщин в Раю. Коран подробно излагает историю рождения Марйам, дочери Имрана. Марйам упоминается в сурах Корана как образец благочестивой женщины.
Марут (женское имя) – от араб. Харут и Марут – имена двух ангелов, заточенных за грехи в темницу в Вавилоне. Они упомянуты в Коране как знатоки магии (сихр), обучающие ей людей, но предостерегающих их от последствий ее употребления. Имена Харут и Марут используются в магической практике мусульман, а в персидском языке само имя Харут стало означать волшебника.
Махьма (м) Варианты: Махьам (м), Махьмат от араб. Махмал (михмал, махмил) – в широком значении – установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. Махмал аш-шариф, или просто Махмал, – богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами – Меккой и Мединой (ал-Хараман).
Минкаил. Варианты: Минхаил от араб. Микал (вариант: Микаил) – имя одного из главных, особо приближенных к Аллаху ангелов (малаика). В Коране упомянут один раз рядом с Джибрилом, в угрозе наказания тем, кто враждебен Аллаху, Его ангелам и посланникам. Микал соответствует Михаилу иудейской и христианской ангелогии. В число «защитников» ислама Микал был включен в мединских сурах, возможно, для привлечения иудеев, считавших Микаила своим покровителем.
Мовла (м), Мовлади (м); Варианты: Мовлад (м), Мовлат (м), Мовлади (м), Моулди (м), Мовлид (м), Мовлсат (м), Мовласат (ж) – от араб. Маула (мавля, мн.ч. мавали) – покровитель, заступник, господин и др.; обычно в форме маулана – «господин наш»). После мусульманских завоеваний Маула стали называть неарабское население покоренных областей, считавшееся как бы находящимся под покровительством завоевателей. Маула сыграли большую роль в формировании средневековой мусульманской культуры на базе слияния арабской и местных культур на территории халифата. Многие творцы мусульманского богословия и права вышли из Маула (Абу Ханифа, ан-Наха и др.). Мовлид – от араб. Маулид («место рождения», «время рождения») – Маулид (или маулуд – араб; молид – персидск.) ан-наби – праздник рождения Пророка Мухаммада (с.а.в.), отмечаемый 12 числа месяца Раби, а также место рождения Пророка – дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. Согласно суннитским источникам, первый Маулид ан-Наби был организован Музаффар ад-даном Кёкбюри, затем Салах ад-дином в г. Ирбиле в Верхней Месопотамии в 1207 г. В настоящее время чеченцы праздник Мовлид устраивают при всех радостных собраниях (женитьба, возвращение юноши с воинской службы, рождение ребенка, окончание строительства дома, благополучный исход при аварии и других несчастных случаях и т.п., а также при смерти близких людей).
Мохьмад (Мохьмадлазиз, Мохьмадсани, Мохмад (Магомед), Мохмадлазиз (Магомедлазиз), Мохмадсаии (Магомедсани), Мухмад (Мухьмад), Мухмадэла, Мухмад-Насар, Мухьмад-Хьусайн, Мухьмад-паша, Мухьмад-Рамзан, Мухьмад-Расул, Мухьмад-Салахь, Мухьмад-Эми – от араб. Мухаммад (Мухаммед, Магомет), Ахмад ибн Абд. Аллах (около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш – основатель религии ислама и первой общины мусульман. Пророк Аллаха и его Посланник, через которого был передан людям текст Корана. Мусульмане разных национальностей произносят имя основоположника ислама по-разному: турки – Мухамет (с.а.в.), персы – Мохаммед (с.а.в.), старое русское произношение – Магомет (с.а.в.). Первые свои проповеди Мухаммад (с.а.в.) начал в городе Мекке, где он и родился в 570 г. В 622 г. 16 июля переселился в Ясриб, который получил название Медина (точнее аль-Мадина, сокращенное от «Мадинат ун-наби» «Город пророка»). Здесь он и похоронен в заложенной им мечети Масджид ун-наби, к которой примыкал его дом.
Мяхьди (Махьди) – от араб. ал-Махди («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» – фи сабил Аллах) – махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада (с.а.в.), своего рода мессия. В Коране ал-Махди не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом ал-Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры. Уже в ранний период ислама ал-Махди воспринимается в образе ожидаемого правителя, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама.
Муса – от араб. Муса – пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. Коранические рассказы о Мусе весьма подробны. Коранический образ Мусы восходит к библейскому рассказу и многочисленным постбиблейским легендам иудейского круга. Характер использования материала показывает, что многое было для слушателей Корана новым. Иудейские легенды, приведенные как в мекканских, так и в мединских сурах, переработаны в характерном для Корана духе. Наиболее ранние рассказы посвящены детству Мусы и его борьбе с Фирауном (Фараоном). Подробно разрабатываются богословами мотивы чудес. Известно, что в качестве доказательства пророческой миссии Мусы ему были дарованы Аллахом девять знамений чудес: в частности, посох его превратился в живую змею; цвет кожи его руки, которую он положил за пазуху, стал из темного белым. Для простых людей и богословов Муса становится одним из наиболее ярких образов древнего пророка, истории о чудесах придают рассказам о нем привлекательность, а многие сходства с Мухаммадом (с.а.в.) – назидательность.
Мусала. Вариант: Мусалат – от араб. Мусалла («место моления») – первоначально синоним масджид, затем – место, где проводится общая молитва в праздники разговенья (ид алфитр) и жертвоприношения (ид ал-адха, курбан-байрам). Обычно Муссала – открытое место за пределами города, куда на праздник выносили минбары, т. е. трибуны для проповедника. Кстати, первый минбар, на котором с 628-629 гг. сидел во время проповедей Мухаммад, был высоким сиденьем, к которому вели две ступени. Этим единственным минбаром пользовались три первых халифа, только при Али, обосновавшемся в Куфе, появился второй минбар, а затем, при Муавии, еще один – в Дамаске. До конца правления Омейядов минбар сохранял значение символа власти, аналогичного трону. Первый минбар, служивший кафедрой стоящему проповеднику, появился в 748 г. в Мерве после победы Абу Муслима; с этого момента он перестает быть символом политической власти.
Муслим – от араб. Муслим ибн ал-Хаджжадж Абу-л-Хусайн ал-Кушайри ан-Найсабури (817 или 821-875) – известный мухаддис, автор свода хадисов ас-Сахих, который был призван играть роль руководства по юриспруденции.
Мута (Мута-Али, Муталим) – от араб. Мута – временный, договорный брак, заключенный на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии мута был обычным явлением. Однако впоследствии мута был признан безнравственным на основании указания Корана, где запрещается брать жен помимо дозволенных четырех одновременно.
Мухаджи (м), Мух1ажар (ж) – от араб. Мухаджир («совершивший хиджру») – мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число мухаджиров в первые годы – около 70 человек. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем.
Продолжение статьи (имена от Н до Я)