- 4. Чеченские и ингушские имена арабского происхождения (от Н до Я)
Наби – от араб. Наби – пророк, человек, «которому говорит Аллах», тот, кто получает от Бога откровения.
Наиб – от араб. Накиб («старейшина», «глава», «уполномоченный») термин широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений и конфессиональных общин ислама.
Нури (м), Нура (ж) и др. сходные имена – от араб. нур («свет») – понятие о Божественном Свете как о проявлении Божественной Истины, религиозного знания, заимствованное исламом из более древних религий (иудаизм, христианство) и у эллинистических представителей религиозно-теософического движения (гностиков). В Коране «Нур» – это и сам Аллах («Свет небес и земли»), и ниспосланный Им через Пророка Мухаммада (с.а.в.) Свет Откровения. Причем, это – «чистый свет», «свет на свете», не отождествляемый с огнем и имеющий внеземное происхождение. В мусульманской традиции ан-Нур – один из многочисленных эпитетов Аллаха.
Нурмохьмад (Нурмухамед, Нурмагомед) – от араб. Нур Мухаммади (перс. нур-и мухаммади; «свет Мухаммада (с.а.в.)») – учение о пред-существовании души Пророка Мухаммада (с.а.в.) в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души. Авторы этой доктрины почерпнули ее из «светлого стиха» Корана, связав ее непосредственно с учением о «Божественном Свете» (нур).
Нухьа (Нуха) – от араб. Нух – коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, библейский Ной, один из самых почитаемых исламом пророков, предшественников Мухаммада (с.а.в.), которым соплеменники не поверили, за что были уничтожены.
Пет1имат (Петимат), Фатима – от араб. Фатима (умерла в 633 г.), дочь Мухаммада (с.а.в.) и Хадиджи, жена Али ибн Абу Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. При жизни Мухаммада (с.а.в.) Фатима не играла заметной роли в жизни общины. Образ Фатимы окружен многочисленными легендами, возникшими в первую очередь в шиитско-исмаилитской среде. Согласно шиитской традиции, Фатима – первая, кто в Судный день войдет в Рай.
Рабу – от араб. Рабина ал-Адавийа (713 или 714-801 гг.) – видная представительница басрийской школы аскетов (зуххад) и подвижников (уббад). Рабиа ал-Адавийа проповедовала полное равнодушие к невзгодам (рида), искренность (сидк) в служении Богу, которого, по ее мнению, следовало любить и почитать ради Него Самого, а не ради райского блаженства или из страха перед мучениями в аду.
Ражап – от араб. Раджаб – седьмой месяц мусульманского лунного календаря. В доисламской Аравии – один из четырех священных месяцев, месяц «малого» паломничества (умра) в Мекку. Священный характер месяц раджаб сохранил и в исламе.
Рахьман, 1абдул-Рахьман – от араб. ар-Рахман (Милостивый) – одно из имен Аллаха, обычно употребляющееся в басмалле (бисмилле) вместе с ар-Рахим – Милосердный. Оба имени выражают одно из главных качеств Аллаха – его милосердие по отношению к людям, выразившееся в даровании им всяческих благ и дающее им основание надеяться на благополучное решение их судеб после Судного дня. Термин ар-Рахман использовали для обозначения Единого Бога иудеи и христиане доисламской Аравии. Он встречается в монотеистических надписях Южной Аравии IV-VI вв. Так называли своего Бога ханифы Внутренней и Северной Аравии, а также современники и соперники Мухаммада (с.а.в.) – «лжепророки» Абхала ал-Асвад и Мусайлима. В Коране ар-Рахман – одно из самых употребительных обозначений Бога после Аллах и Рабб (Господь). В мекканский период Мухаммад называл своего бога по преимуществу ар-Рахман.
Руми, Румия – от араб. Руми, Джалал ад дин Мухаммад ибн Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи, известный как Маулана («наш господин») (1207-1273 гг) – знаменитый персидский мистик и поэт, основатель-эпоним и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Согласно Руми, Бог абсолютно непознаваем, Он – Нечто, что существует вне небытия, Он – Творец всех реалий, создаваемых Им, когда они погружены в сон в Небытии и в Добытии. Человеческий разум не в силах познать Сущность. Существует непрерывный, единый и вечный процесс, идущий по кругу, процесс нисхождения и возвышения (от Него и к Нему). Это движение охватывает все явления как в неорганическом и органическом мире, так и в мире Абсолютной Души.
Сада, Саду, Садаг, Садик, Садык – от араб. Садак («искренний дар») – подарок жениха, приносимый в дом невесты во время оговора (хитба) или свадебного торжества (урс валима). Обычно Садак – драгоценности, украшения, дорогая одежда, деньги. Возможно также, что чеченское имя произошло от араб. Садака – милостыня. Раздача садака является нормой, закрепленной Кораном. Раздача садака вменяется в обязанность всякому, кто имеет для этого возможность. Принимать садака может только тот, кто сам не в состоянии ее давать, иначе это наказывается как вымогательство.
Са1ид (Саид) – от араб. Саййид – вождь, господин, глава. В доисламской Аравии – представитель племенной аристократии, вождь племени. Постепенно под влиянием шиитской пропаганды термин Саййид стал во все возрастающей степени прилагаться к потомкам Пророка (аулад ар-расул), и особенно к той их ветви, которая восходит к внуку Мухаммада ал-Хусайну. В сознании окружающих Саййид часто отождествляли со «святыми» (аулийа). Термин Саййид широко использовался в литературе мусульманских правителей. Это было связано, прежде всего, с претензией на родство с Пророком. Слово Саййид широко употребляется и в нейтральном значении «господин» (например, в выражении йа саййидати ва салати – «Дамы и господа!». В чеченском языке, таким образом, арабское слово Саййид перешло в Са1ид, на основе которого сложилось Сайди, а потом Сайд, послужившее первой частью составных имен, например: Сайд-Ахьмад, Сайд-Мухьмад, Сайд-Хьамзат и т.д. В этих составных именах мы видим попытки чеченцев давать титул Саййид («господин») тем людям, которых они пытались приблизить к Пророку.
Саламу, Саламо, Салам – от араб. ас-Саламийа – школа богословов и суфиев, последователей Сахла ат-Тустари, существовавшая в Басре в X-XII вв. Ее основал Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Салим (умер в 909 г.) – ближайший сподвижник ат-Тустари. Мухаммад Ибн Салим проповедовал суровый аскетизм, полное предание себя Божественной Воле (таваккул), безропотное перенесение испытаний, безбрачие и т. д.
Салахь – от араб. Салих («благочестивый») коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу самуд. Согласно Корану, он призвал свой народ поклоняться только Аллаху и признать его самого посланником.
Сира, Сири, Сиранди, Сираьжди от араб. Сира – жизнеописание основателя ислама Мухаммада (с.а.в.). По некоторым сведениям вначале для обозначения рассказов о жизни Пророка(с.а.в.) употреблялась форма множественного числа – сийар. Создание Сира «Посланника Аллаха» стимулировалось стремлением зафиксировать исламские религиозно-правовые установления в соответствии с поучениями и примером самого Мухаммада (с.а.в.). Сира Мухаммада (с.а.в.) утвердилась в своих основных чертах в начале VIIIв. и представляет собой собрание исторических хадисов. Под названием сира в арабской литературе известны и жизнеописания других лиц – отдельных мусульманских властителей и выдающихся ученых, например, Сират Ахмад ибн Тулун ал-Балави (X век) и Сират Ахмад ибн Ханбал Салиха ибн Ахмада бану Ханбала (818-878 гг).
Сулиман, Сулийман, Сулейман, Сулима от араб. Сулайман – коранический персонаж, благочестивый и мудрый древний царь, библейский Соломон, сын Дауда. Сулейман был мудр, знал тайное и скрытое, понимал язык животных и птиц. Он обладал магическими знаниями, которые получил от Аллаха. Аллах подчинил Сулайману ветры, заставил служить ему шайтанов и джиннов. Сказания о Сулаймане отразились в стихах поэтов – современников Мухаммада (с.а.в.). Сулайман знаменит у мусульман, прежде всего, как великий маг. Источником его силы было дарованное Аллахом кольцо с изумрудом и начертанным на нем именем бога. Образ Сулаймана, совершавшиеся им и подчиненными ему джиннами чудеса, его богатые дворцы, его летающий ковер и т. д. – частые мотивы в литературе и фольклоре мусульманского средневековья. Шестиконечная звезда – символ печати Сулаймана, которой он запечатывал свои приказы джиннам и шайтанам.
Султан – от араб. Султан («власть», «могущество») – титул независимого светского правителя. В Коране слово Султан употребляется в первоначальном значении «власть», «могущество» в хадисах (в частности, в формуле «Султан – тень Аллаха на земле») и в повествовательных источниках – до конца X в. – в значении «политическая власть», в том числе и власть халифа. С X века Султан употребляется в смысле «его величество», а потом, при Сельджукидах Султан становится титулом, более высоким, чем малик или амир, чем-то вроде иранского шахиншаха.
Сурхо, Сур, Сурхан – от араб ас-Сура («ряд», «ранг») – сура, название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. В самом тексте Корана термин Сура имеет значение «первостепенное», «наиважнейшее». Отдельные Суры (особенно Фатиха, ал-Бакара, ал-Ихлас) играют важную роль в мусульманском культе. Подборки из ряда Сур (чаще всего их бывает 7) используются как талисман.
Таа – от араб. Таат (мн. ч. от таа; «послушание», «повиновение») – повиновение Аллаху, действия или проявления повиновения, исполнение религиозных обязанностей. Средневековые суннитские богословы определяли Таат как «следование» или «соответствие Божественному повелению» (мувафакат ал-амр) и подразделяли его на несколько степеней. Высшая степень Таат, делающая человека верующим (мумин) перед Аллахом и гарантирующая ему Рай, – это знание основ религии (усул ал-дин: признание Единобожия, Божественной справедливости, предопределения, предвечных Божественных атрибутов и т. д.) и пяти основ религиозного закона, основ ислама (аркан шариат ал-ислам: учение о Единобожии и пророческой миссии Мухаммада (с.а.с.), закят, молитва, пост, паломничество). Исполнение этих религиозных обязанностей, предписываемых шариатом, называется также ибадат.
1умар, Умар – от араб. Умар (Омар I) ибн ал-Хаттаб ал-Фарук (около 585-644 гг.) – второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель. Из курейшитского рода. Принял ислам около 616 г., до этого был ему враждебен. Только в Медине вошел в ближайшее окружение Мухаммада (с.а.в.) и выдал за него свою дочь. Суннитская историческая традиция представляет Умара идеальным правителем: благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам, беспощадным к врагам. Умер 7 ноября 644 г. от ран, нанесенных ему в мединской мечети рабом-иранцем. Возможно, чеченское имя 1умар, Умар – от араб. Умар (Омар II) ибн Абд ал-Азиз (681-720 гг.) – омейядский халиф, правнук Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов. Умар II старался погасить социальные и этнические противоречия, раздиравшие Халифат, последовательным проведением в жизнь норм шариата, прежде всего в налогообложении.
Умма и производные от него: Ума, Умайсат, Умайхат, Уми и т.д. – от араб. Умма – религиозная община. Значение термина Умма складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (с.а.в.) и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином. Основные аспекты его значения сложились к концу пребывания Пророка (с.а.в.) в Мекке (620-622 гг.). К концу жизни Мухаммада (с.а.в.) в Умма было включено практически все население Аравии. В течение VII века произошло отождествление общины мусульман (Умма ал-ислам) с местом их обитания (дар ал-ислам) и Халифатом. При этом сохранялось представление о том, что мусульманин, даже живущий вне пределов халифата, принадлежит к Ал-Умма. Представления о национальном гражданстве появились в мусульманских странах лишь к концу XIX века. До этого мусульмане различных государств юридически считались членами одной общины мусульман.
Умри – от араб. Умра – малое паломничество. Обряд, совершаемый в любое время года. Предпочтительны месяцы Рамадан, Раджаб или Зу-л-Хиджжа (когда Умра совершается вместе с Хиджжем). Умре предшествует обряд принятия ихрама, после чего паломник входит на территорию ал-Масджид ал-Харам, обходит ал-Кабу, молится, пьет воду из источника Зам-зам и семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Если за Умрой не следует хаджж, то паломник выходит из состояния ихрама.
1усман (Усман) – от араб. Усман (Осман) ибн Аффан (около 575-656 гг.) – третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец из роду умаййа (омейя), один из первых последователей Мухаммада (с.а.в.), женился на его дочери. С группой мусульман выселялся в Эфиопию, в 623 г. был уже в Медине. Став халифом, Усман повел очень активную внешнюю политику. При нем было завершено завоевание государства Сасанидов, утвердилось положение мусульман в Тунисе и Закавказье. По инициативе Усмана, был составлен сводный текст Корана. Постепенное обогащение халифа и его родни вызывало упреки аскетически настроенной части мусульман, обвинявших его в отступлении от образа жизни Мухаммада (с.а.в.) и двух первых халифов. В 656 г. состоялся заговор против Усмана. 17 июня недовольные, возглавляемые Абдаллахом, сыном халифа Абу Бакра, ворвались в дом и зарубили Усмана. По преданию, кровь убитого халифа оросила лежавший рядом Коран. Такие «усмановские» Кораны как величайшая реликвия хранились во многих мечетях, в том числе один в Самарканде (ныне в Музее истории в Ташкенте).
Хьава (Хава) – от араб. Хавва – персонаж мусульманских преданий, имя жены Адама, библейская Ева. В Коране упоминается просто «супруга» Адама. Комментарии рассказывают о ее сотворении из ребра Адама, о том, как она поддалась увещеваниям Иблиса и уговорила Адама вкусить запретный плод. После изгнания из Рая Хавва оказалась в Аравии, в Джидде, встретилась с Адамом около Арафата, вместе с ним совершила обряд хаджжа. Умерла вскоре после Адама и похоронена рядом с ним. Согласно мусульманскому преданию, в наказание за грехи Хаввы женщины обречены на физические страдания – беременность, роды и т.д.
Хьади, 1адиз, Адиз – от араб. Хадис – хадис, хадисы, предания о словах и действиях Мухаммада (с.а.в.), затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама. Наряду с Хадисами, касающимися религиозных, правовых и этических аспектов жизни общины, существовали «исторические» хадисы, ставшие основой сиры – жизнеописания Мухаммада (с.а.в.).
Ханипат (Ханифат), Ханифа – от араб. Ханиф – благочестивый человек, исповедующий Единобожие. Согласно мусульманскому преданию, этим термином в доисламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение племенным идолам, аскетов, соблюдавших ритуальную чистоту, веривших в Единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям. В Коране Ханифом назван Ибрахим, чью религию, истинный монотеизм, возродил Мухаммад (с.а.в.). Слово Ханиф появляется в Коране в мединский период как синоним термина муслим, об Ибрахиме так и сказано – ханиф муслим.
Х1арон (Х1арун, Харон) – от араб. Харун (Харун, бану Имран) – старший брат и помощник Мусы, библейский Аарон. В коранических рассказах о Мусе Аллах назначает Харуна помощником Мусы, так как последний боялся своей миссии, чувствовал себя физически слабым, не обладал красноречием. Харун вместе с Мусой предстал перед Фирауном. После спасения из Египта, в отсутствие Мусы он не сумел остановить израильтян, которые стали поклоняться тельцу вместо Аллаха. В посткоранических преданиях рассказывается о большой любви израильтян к Харуну, о его смерти в пещере. По сей день в качестве могилы Харуна почитается пещерное погребение в скале в Южной Иордании, около Петры. Образ Харуна связывался в богословии с представлением о том, что у каждого большого пророка всегда был помощник, практически осуществлявший указания Аллаха и его.
Хьасан, Хасан – от араб. ал-Хасан ибн Али, Абу Мухаммад ал-Муджтаба (ум. в 669 г.) – старший сын Али и Фатимы, внук пророка Мухаммада (с.а.в.), второй шиитский имам. С юности он прославился частым (около ста раз) вступлением в браки и расторжением их, за что даже получил прозвище Митлак («расторгающий браки»). Это наносило ущерб престижу Али, чем пользовались его противники. После убийства Али в 661 г. ал-Хасан был провозглашен в Ираке халифом как старший член семьи, имевшей особые заслуги пред Пророком (с.а.в.). Шииты создали идеализированный образ ал-Хасана. Согласно шиитскому преданию, ал-Хасан был смертельно ранен под ал-Мадаином одним из врагов Али-ал-Джаррахом ибн Сананом, доставлен в Медину и там скончался в возрасте сорока пяти лет. По другой версии, он был отравлен. Хьаса – от араб. ал-Хасса (мн. число ал-хавасс) – религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранное», знать, элита в противоположность ал-Амма (мн. число ал-авамм) – простонародье, массы, «толпа». Термин ал-хасса укоренился как само название имамитов, высокомерно противопоставлявших себя суннитской массе – ал-Амма. Шиитский «путь» или «доктрина» (мазхаб ал-Хасса) в целом противополагался суннитскому «пути», или «доктрине» (мазхаб ал-Амма).
Хедижат, Хадижа, Хадижат, Хедижа – от араб. Хадиджа, бинт Хувайлид – первая жена Мухаммада (с.а.в.). Происходила из курайшитского рода абд ал-узза. После двух браков была самостоятельно ведущей дела богатой женщиной, снаряжавшей торговые караваны. Мухаммад (с.а.в.) был нанят ею для организации и сопровождения этих караванов. Через несколько лет предложила ему жениться на ней. Брак был заключен, несмотря на возражения ее отца. Согласно преданию, Хадидже было тогда 40 лет, а Мухаммаду (с.а.в.) – 25. Она родила Мухаммаду нескольких мальчиков, умерших в младенчестве, и четырех дочерей. Мусульмане почитают Хадижат как первую мусульманку, образец жены. Пока она была жива, Мухаммад (с.а.в.) не брал себе других жен. Однако образ Хадиджи заслонен другими, значительно более популярными в предании фигурами – женой Мухаммада Айшей и его дочерью Фатимой.
Хожа (Хожу, Хожа-Ахьмад, Хожа-Эми, Хожа-1ела) – от араб. Ходжа (через персид. хваджа; «хозяин», «господин») – почетное прозвище и обращение, бытовавшее в разное время в разных странах ислама в различных значениях, например, в средневековом Египте Ходжа – богатые персидские и другие приезжие купцы; в Средней Азии вплоть до начала XX века Ходжа – почетное прозвание людей, претендовавших на происхождение от четырех «праведных» халифов – Абу Бакра, Умара (главным образом), Усмана и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью Мухаммада (с.а.в.) Фатимой).
Хьусайн (Хьусейн), Хусайн (Хусейн) – от араб. ал-Хусайн бану Али Абу Абдаллах аш-Шахид (626-680) – младший сын Али бану Аби Талиба от Фатимы, дочери Пророка (с.а.в.), третий шиитский имам. Родился в Медине. После смерти старшего брата, Ал-Хасана, в 669 году ал-Хусайн стал главой алидского рода и вернулся из Куфы в Медину.
Ша1абан, Ша1аба, Ша1абаз, Ша1аби, Ша1абу, Шаабан, Шааба, Шаабаз, Шааби, Шаабу от араб. Шабан (В Индии и Пакистане – шаб-и барат) – восьмой месяц мусульманского лунного календаря. Значение Шабан в исламе обосновывается главным образом мусульманской традицией и связано с древнеаравийской религиозной практикой в дни, предшествовавшие солнцестоянию и следующие за ним. По-видимому, в эти дни, воспринимавшиеся, как завершение и начало нового годового цикла, время поминовения усопших у многих народов, практиковались искупительные ритуалы, в частности пост.
Шайхи – от араб. аш-Шайхийа – шейхиты – шиитское суфийское братство, существовавшее в 30-80-х годах XIV в. в Западном Харасане (Иран). Его основатель, мазандаранский дервиш Шайх Халифа, был мюридом шайха Балу-и Амоли. Социальной опорой братства Шайхийа были ремесленники и беднейшие земледельцы.
Ша1арани – араб. аш-Шарани (или аш-Шарави), Абд ал-Ваххаб б. Ахмад (1493–1565) – популярный египетский муфтий и богослов. Ему принадлежит свыше 60 сочинений по различным отраслям мусульманских наук: хадисам, фикху, суфизму и т. д.
Шах1ид (Шахид) – от араб. Шахид (мн. ч. Шухада) «Пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью». Согласно хадисам, Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных. Ему гарантирован Рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище (албарзах); поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Шахиду прощаются все земные грехи, в Раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха. С течением времени шухада стали считаться все умершие насильственной смертью (убитые человеком, животным, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджжа и т.д.).
Шу1айп – от ара. Шуайб – коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей»), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле и т.д.
Юнус – от араб. Йунус – коранический персонаж, пророк, библейский Иона, называемый также сахиб ал-хут («спутник кита») и зу-н-нун («тот, кто с рыбой»); его именем названа одна из сур Корана. В Коране говорится, как разгневанный Йунус бежал на корабль, думая, что в море он недоступен для Аллаха. На корабле бросали жребий, Йунус проиграл и был проглочен рыбой (китом), но, раскаявшись, воззвал к Аллаху о помощи и прощении – и был спасен. В настоящее время в Ираке (где он проповедовал Единобожие) большой популярностью пользуется «святая могила» Наби Йунуса (на развалинах древней Ниневии около Мосула).
Юсуп – от араб. Йусуф – праведник (сиддик) и пророк, библейский Иосиф. Его именем названа 12-я сура Корана, целиком состоящая из подробного и композиционно завершенного изложения его истории. Образ Йусуфа и повествование о нем занимают в Коране особое место. Главный идейный стержень рассказа – испытания, которым Аллах подверг Йусуфа, постоянно поддерживая в нем веру и приводя его к благополучию и торжеству.
Якъуб – от араб. Йакуб – коранический персонаж, благочестивый человек, пророк из рода Ибрахима, отец Йусуфа, библейский Иаков. В Коране назван рядом с Исхаком как потомок Ибрахима. Его благочестие и пророческая миссия описаны как выражение благословения Аллаха всему роду Ибрахима.
Яхъя – от араб. Йахйа – пророк и благочестивый человек, сын Закарии, евангельский Иоанн Креститель. В Коране называется праведником в одном ряду с Исой и Илйасом. Йахйа был мудр еще в детстве, благочестив, богобоязнен, воздержан, кроток с родителями. Он был подтверждением истинности «слова от Аллаха» т. е. Исы и его миссии. Предание рассказывает о последовавших затем событиях в жизни Йахйа. Он был первым, кто предсказал посланничество Исы, уверовал в него, помогал ему и был потом убит. Мусульманское предание особо выделяет мотив кипящей крови Йахйа – она кипела на блюде с его головой и на его могиле. Место захоронения головы Йахйа в Омейядской мечети Дамаска почитается мусульманами.
Заключение
Таким образом, все изложенное приводит нас к выводу, что в длительной истории вайнахских личных имен, что характерно для имен и других народов, скажем, русских, выделяются три этапа – доисламский (у русских – дохристианский), когда использовались самобытные имена; период после принятия вайнахами ислама, когда распространялись, наравне с местными, имена арабского происхождения; и новый этап, начавшийся после установления Советской власти и обозначавшийся проникновением в вайнахский именослов большого числа заимствованных имен соседних и отдаленных народов.
Надо всегда помнить, что любые заимствования идут только на пользу, ибо они пополняют культуру того народа, который заимствует, однако этот процесс благотворен, если при этом не игнорируется духовное богатство своего народа. Именно потребность элементов арабо-мусульманской культуры вайнахи почувствовали с первых же контактов с арабами и были готовы к их восприятию. В этом аспекте первые шаги были сделаны принятием ислама, затем – заимствования личных имен.