Вайнахские имена, страница 6


Чеченские национальные традиции наречения имен

(Хасбулатова Зулай Имрановна)

 

// Хасбулатова Зулай Имрановна – доктор исторических наук, профессор Чеченского Гос. университета, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики // Здесь приведено несколько отрывков из её диссертации: «Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX – начало XX века)». Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология, антропология. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015 год, 426 стр.

 

стр. 102-105:

 

Важным элементом начального периода жизни ребенка было наречение именем («ц1е тиллар»), которое обычно сопровождалось совершением мусульманского ритуала («мовлад дешар»). Бытовало мнение, что от выбора того или иного имени зависит жизнь и судьба ребенка, поскольку существовала «власть имен», которой придавалось большое значение.

 

У чеченцев, впрочем, как и у других народов Северного Кавказа – ингушей, карачаевцев, балкарцев, адыгов и т.д., родители сами не давали имя своему ребенку (это считалось неэтичным). Обычно это право предоставлялось старшим родственникам по отцовской линии. Старшие родственники по материнской линии (как правило, дедушка и бабушка) также могли дать имя внуку, но только с разрешения отцовской родни.

 

Иногда имя давал друг отца, деда или другой уважаемый гость. В целом у многих кавказских народов это было прерогативой особо уважаемых в общине людей [177]. При наречении именем дающий то или иное имя аргументировал свой выбор, что широко практиковалось также и у многих других кавказских народов [178, 401]. Какого-то четко установленного именника не было.

 

Наряду с широко распространенными мусульманскими именами (Ибрагим, Хусейн, Хасан и т.д.) у чеченцев были свои традиционные имена – Таус (Павлин), Лечи (Сокол), Кока (Голубь), Борз (Волк), Цхогал (Лиса), Олхазар (Птица) и т.п.

 

С целью охраны жизни новорожденного давали и такие имена: Ваха  (Живи) – мальчику, Яха (Живи) – девочке, Висита (Оставайся живым) – мальчику. Если ребенок часто болел, то причину могли видеть и в неудачно выбранном имени, и в этом случае его меняли. Если в семье умирали несколько детей, имя должен был дать мулла. Перемена имени в случае болезни – широко распространенный на Кавказе обычай [185].

 

Если в семье рождались подряд несколько девочек, то вновь родившуюся называли Тоита (Хватит), Сацита (Остановись), или, наоборот, если после рождения нескольких сыновей девочка была желанной, ее называли: Яха, Яхита, Дукхаваха – разные вариации слова «Живи».

 

Детей, рожденных в месяц Рамазан (чеч. «Марха»), называли Рамазан (мальчика), Марха (девочку). Этих же правил придерживались и другие народы Кавказа [180].

 

По сведениям Н.Н. Харузина, имя новорожденному давали и так: «Для выбора имядавца отец избирает трех знакомых, которые бросают кость (альчик) – «г1улгаш», чей альчик встанет, тот и должен давать имя ребенку. Если родится девочка, то собираются девушки, незамужние женщины и по положению альчика избирают ту, которая должна дать имя новорожденной» [182, 402].

 

В повседневной жизни именами пользовались редко. По так называемому «обычаю избегания» невестка не могла произносить имени мужа и его родственников. Считалось неприличным называть по именам и своих детей. Родители называли своих детей просто «мальчик» («к1ант»), «девочка» («йо1»). В том случае, когда детей было несколько, их называли по степени старшинства «вокханиг» – старший, «юккъанирг» – средний, «жимнаг» – младший. Нередко независимо от того, какое имя получил ребенок при рождении, родители в силу того, что не могли называть его собственным именем, давали ему второе имя. Им могло быть и просто слово, которое ребенок не выговаривал, или же отвлеченное понятие. Таким образом, чеченцы, как и другие народы Кавказа, следуя народным поверьям, старались дать ребенку имя, которое могло отпугнуть «злых духов» или же такое, чтобы оно принесло счастье его обладателю. При этом они полагались на «волю божества, на волю судьбы» [186].

 

// Касаясь вопроса наречения именем у ингушей, Н.Ф. Грабовский отмечал: «У ингушей нет раз и навсегда установленных имен для наречения новорожденных. Чаще всего даются магометанские имена, но иногда ингуш любит назвать своего ребенка каким-нибудь предметом, как например: Борз (волк), Алхазырь (птица), Ножчь (дуб), Топчи (пистолет) и т.д. Ингуши охотно дают имена в честь каких-нибудь уважаемых людей, не исключая русских…» [183].

// Наиболее популярными у дагестанцев были имена: Магомед для мальчиков и Айшат, Патимат, Хадижат – для девочек [181]. Интересный обычай подбора имени для девочек был у аварцев: «В случае трудных родов для их облегчения приглашали человека, умеющего читать Коран, он читал до конца родов; если рождалась девочка, а имя заранее не было оговорено, ей давали имя, соответствовавшее арабскому слову, на котором остановился читающий Коран, прибавив к нему «ат» – признак женского рода в арабском языке, например: Рахимат – «милосердная», Салихат – «доброе дело», «благодетельная»; Кавсарат – название реки в раю и др.» [179]. //

 

стр.  337-338:

 

Наречение именем у чеченцев обычно сопровождалось организацией семейного празднества, на которое приглашались близкие родственники, соседи, в основном женщины, которые приходили с подарками для ребенка, а близкие родственники (дядя, дедушка, особенно родственники по матери) одаривали коровой, жеребенком или овцой, в соответствии с экономической возможностью дарящего.

 

Наиболее торжественно происходило наречение именем при рождении первенца-мальчика. Особые отношения устанавливались позже между ребенком и человеком, давшим ему имя. Последний постоянно интересовался состоянием ребенка, которому дал имя, его здоровьем, заинтересованно говорил о будущем ребенка и т.д. И при взрослении ребенка отношения между ними оставались самыми теплыми. Давший имя занимал почетное место при обрядах и празднествах, связанных с важными событиями в жизни этого ребенка (совершеннолетие, выход замуж или женитьба, рождение детей), одаривал их подарками и т.д. Человек, давший имя ребенку, в дальнейшем становился близким родственником семейства ребенка [403].

 

стр.  346:

 

В древности у чеченцев родство по материнской линии, как и у всех древних народов, было более значимым, весомым, почитаемым. «Ненахой» – все родственники по материнской линии – участвовали в становлении семьи своей сестры, дочери, экономически помогала ей. Женщина нередко давала первенцу имя своего старшего брата (если таковой был) или же дяди – брата отца. В более позднее время получило приоритет родство по отцовской линии.


стр. 59:

 

Иногда в случае благополучного исхода родов ребенку, если это был мальчик, давали имя хозяина земли (где находилось помещение для родов), если же это была девочка – имя дочери или матери (хозяина земли) или же имя повитухи [111].

 

Литература к ссылкам в процитированных фрагментах

111. ПМА. Информант Юсупова Алпату, 1928 г.р., с. Урус-Мартан, 2010 г.; Газиханова Малика, 1956 г.р., ст. Серноводская, 2011 г.  

177. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX – начало ХХ в. М., 1983. С. 70; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана. Л., 1988. С. 183; Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: Бытовые традиции в ХХ в. М., 1996. С. 111–112.

178. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. С. 537.

179. Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала: ИИАЭ, 2006. С. 67.  

180. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана. Л., 1988. С. 186.

181. ПМА. Информант М. Газиханова, 1938 г.р., ст. Серноводская, 2004 г.

182. Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Вестник Европы. СПб., 1888. Кн. 10. С. 71.

183. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи) // ССКГ. 1876. Вып. 9. С. 63.

185. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале ХХ века. М.: Наука, 1985. С. 281; Бесаева Т.З. Обряд наречения именем у некоторых народов Северного Кавказа // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С. 277; Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2007. С. 85.

186. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. С. 96.  

401. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи). С. 64.

402 Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // СМЭ. М., 1888. Вып. 3. С. 5, 71.

403. Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 211.  


Ингушские национальные традиции наречения имен

(Акиева Петимат Хасолтовна)


// "Рождение. Свадьба. Смерть" (Историко-этнографические архетипы ингушей), Санкт-Петербург, 2014 г., 292 стр. // Автор этой книги Акиева Петимат (Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Ч. Ахриева). Читайте раздел "Имянаречение" ("цIи тилар"), стр. 98-100