Крестное имя: сначала наречение, потом крещение

    Вы собираетесь окрестить ребенка, и хотите всё сделать «по правилам». В этом случае одним из главных вопросов, стоящих перед вами, окажется выбор крестного имени. Процесс выбора крестного имени (или иначе – церковного имени, имени для крещения, крестильного имени) окружен множеством фантазий, домыслов и слухов, поэтому предлагаем вашему вниманию информацию из авторитетного источника.


    Все мы знаем по телепередачам митрополита Волоколамского Илариона. Владыка Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) – доктор богословия, человек много знающий, эрудированный, к тому же он – член Высшего Церковного Совета, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата, председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», а значит, лицо, уполномоченное выражать официальную позицию Церкви. И с приходской практикой он знаком не понаслышке – является настоятелем московского храма на Большой Ордынке.


Предлагаем выдержки из его книг «Как прийти в Церковь» [1] и «Православие» [2], 

см. Обряды, предшествующие Крещению. Наречение имени. 


                            


Митрополит Иларион пишет:

В соответствии с Требником таинству крещения предшествуют несколько обрядов: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Изначально (когда крестили только взрослых людей) эти обряды не входили в состав таинства крещения. Они появились тогда, когда нормой стало крещение младенцев. // Требник – это богослужебная книга Русской Православной Церкви, которая устанавливает порядок совершения церковных таинств: крещения, венчания, покаяния и др.; слово «треба» старину означало «жертва», «молитва», «исполнение священного обряда». //


В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а младенца – сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».


В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

    «Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего.

    И даруй, Господи, чтобы святое имя Твое пребывало неотступно на нем, который в благопотребное время присоединится к Святой Твоей Церкви и причастится Святых Твоих Тайн, вызывающих трепет.

    Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя), и да знаменуется крест Единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего…»


В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение.


Светские специалисты по антропонимике рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени // см., например: Суслова, Суперанская. «О русских именах», стр. 189–190, «Сопоставлять значение имен при выборе имени ребенку – занятие пустое и бесперспективное… Знание перевода того или иного имени с языка-источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому… Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения» //. Обратите внимание, что эту цитату из книги Сусловой и Суперанской приводит митрополит Иларион (!)


         И далее митрополит Иларион отмечает:


В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он» [1 Цар. 25:25]. Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя // Неофит (Осипов). Мысли об имени, стр. 51-58 //. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя // Буйе. О Библии и Евангелии, стр. 23; Thomson. Yahweh, page 1012 //. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя [4 Цар. 23:34; 24:17]. < … >


Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя своим избранникам – тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. < … >


В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника – первая ступень на пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.


В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при крещении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир – Василием, Борис и Глеб – Романом и Давидом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления, и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед Крещением. < … >


Крещение младенца, по традиции, совершается около сорокового дня после его рождения. Однако четко установленного срока для крещения нет: оно может быть совершено и до, и после сорокового дня. Взрослый человек может креститься в любом возрасте.


------


Других правил и требований к выбору крестного имени в РПЦ не существует!


Литература:

[1] «Как прийти в Церковь» (пособие по катехизации), автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство «Эксмо», Москва, 2011 г., 224 стр., ISBN: 978-5-699-45658-1

[2] «Православие», в двух томах, автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство Сретенского монастыря, Москва, 2012 г., 1840 стр., ISBN: 978-5-7533-0702-6, 978-5-7533-0701-9; впервые книга опубликована в 2007 году; см. том 2, глава V. Крещение и миропомазание



Перед крещением ребенка рекомендуем посмотреть видео (26 минут),

в котором подробно рассказывается о таинстве крещения.


(об имянаречении говорится с 3 мин. 45 сек. по 7 мин. 20 сек.) 


И другие материалы, заслуживающие внимания родителей

(размещены на портале "Православие и мир" http://www.pravmir.ru/): 

1) Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

(статья, подготовленная редакцией портала). 

2) Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет

(этот вопрос хорошо разобран у протодиакона Андрея Кураева).